Люди
Артисты балета, хореографы
Архитекторы
Астрономы, естествоиспытатели
Мореплаватели, путешественники
Географы
Физиологи, биологи, врачи
Военачальники, герои
Деятели театра и кино, фотографы
Инженеры, изобретатели
Издатели
Историки, филологи
Социологи
Этнографы
Композиторы и музыканты
Писатели, поэты
Математики
Философы
Общественные и политические деятели
Педагоги
Предприниматели
Религиозные деятели, святые
Скульпторы, художники
Спортсмены
Физики
Химики
Экономисты
ЭТНОКАЛЕНДАРЬ

Стрепетова П. А.

Стрепетова Пелагея Антипьевна (1850-1903) - актриса. 4 октября 1850 г. Пелагея была подброшена на крыльцо дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Стрепетова. В его семье она и была воспитана. Детство провела в Нижнем Новгороде. Любовь к сцене Пелагея Антипьевна восприняла от своей приемной семьи. Стрепетова не получила театрального образования, но многому научилась от своих товарищей по сцене. Эталоном для Стрепетовой стала московская актриса Л. П. Никулина-Косицкая, создавшая традицию поэтического изображения русской женщины. Дебют Стрепетовой состоялся в 1865 г. в Рыбинске. Настоящий успех начинается в Самарском театре, где актриса выступила в ролях, отвечавших ее индивидуальности: Верочка ("Ребенок" П. Д. Боборыкина, Лиза ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), Дуня ("Не в свои сани не садись" А. Н. Островского) и другие серьезные роли прославили Стрепетову. Трагический талант Стрепетовой ярко проявился во время работы в Казанском театре (1871), где она играет Катерину из "Грозы" Островского, Аннету из "Семейных расчетов" Куликова. В 1876 г. Стрепетову приглашают в Александринский театр, где она сыграет более тридцати ролей. Ее игра станет предметом восхищения таких строгих зрителей как И. С. Тургенев, П. И. Чайковский. Отныне она – любимица демократической молодежи России. Внешний облик актрисы запечатлели на своих полотнах И. Е. Репин, Н. Я. Ярошенко. Ярче всех о природе ее таланта сказал А. Н. Островский: "Как природный талант это явление редкое, феноменальное, но сфера, в которой ее талант может проявляться с особенным блеском, чрезвычайно узка. <…> Она из сценических средств имеет только гибкий, послушный голос и дивной выразительности глаза. <...> Ее среда — женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос — простые сильные страсти". Умерла Стрепетова в день, который считала своим днем рождения, - 4 октября 1903 г. Похоронена на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. В 1936 г. прах перенесен в Некрополь мастеров искусств.

Александринский театр - пл. Островского, 2